Тема № 6: «Защита населения путем эвакуации. Порядок проведения эвакуации».
- Подробности
- Опубликовано: 18.01.2024 10:35
- Просмотров: 221
План-конспект
Тема № 6: «Защита населения путем эвакуации. Порядок проведения эвакуации».
Учебные вопросы: Организация эвакуации. Основные виды и способы эвакуации Рассредоточение.
Учебные цели занятия:
Совместное обсуждение учебных вопросов по теме занятия. Проверить знания обучаемых, полученные ими при изучении материала. Проверить глубину усвоения пройденного материала.
Используемая литература:
1. Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева.
2.Каталог основных понятий Российской системы предупреждения и действий вчрезвычайных ситуациях / Отв. ред. В.А. Владимиров.
3.С.К. Шойгу, В.А.Пучков и др. Безопасность России. Правовые, социально-
Экономические и научно-технические аспекты. Многотомное издание.
4.Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие для органов управления РСЧС / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева.
5. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / Под общ. ред. М.И. Фалеева.
6. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / Под общ. ред. Г.Н. Кирилова.
Вопрос 1. Организация эвакуации.
Непосредственно организацией и проведением эвакуационных мероприятий занимаются начальники и штабы гражданской обороны объектов и эвакуационные комиссии, создаваемые в городах (городских районах). Рассредоточение и эвакуацию организуют и проводят после получения распоряжения о их проведении. Для проведения рассредоточения и эвакуации используются все виды общественного транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный), не занятого военными и неотложными производственными и хозяйственными перевозками, а также транспорт индивидуального пользования. Для вывоза населения железнодорожным и водным транспортом используются пассажирские железнодорожные составы и пассажирские теплоходы, а при их недостатке - и товарные вагоны, грузовые суда и баржи. Предусматриваются более уплотненная загрузка вагонов и судов, а также увеличение длины поездов.
Вывоз рассредоточиваемого и эвакуируемого населения автотранспортом обычно планируется на небольшие расстояния. Для этого используются автобусы и приспособленные для перевозки людей грузовые автомобили. Определенная часть населения, особенно подлежащая эвакуации, может выводиться пешим порядком. Вывод населения пешим порядком организуется колоннами по дорогам, не занятым другими перевозками или по обозначенным маршрутам и колонным путям. Для организованного движения пеших колонн разрабатывают схему их маршрута, на которой указывают состав колонны, маршрут движения, исходный пункт, пункты регулирования движения и время их прохождения; районы и продолжительность привалов; медицинские пункты и пункты обогрева; промежуточный пункт эвакуации (ППЭ), порядок и сроки вывода (вывоза) колонны из этого пункта в район постоянного размещения; сигналы управления и оповещения.
Часто используют комбинированный способ, который позволяет провести эвакуацию в кратчайшие сроки. Сущность комбинированного способа эвакуации состоит в том, что массовый вывод населения из городов пешим порядком сочетается с вывозом всеми видами имеющегося транспорта. Этот способ является основным. Все работы по организации и проведению рассредоточения и эвакуации населения осуществляются в соответствии с планом и указаниями начальника ГО объекта. Для руководства рассредоточением и эвакуацией населения на объекте создается эвакуационная комиссия, а на крупных объектах, кроме того, могут создаваться также сборные эвакуационные пункты (СЭП).
Приказом начальника ГО объекта создается администрация СЭП. Председателем объектовой эвакуационной комиссии назначается один из заместителей руководителя объекта. Рассредоточение и эвакуация населения проводятся через сборные эвакуационные пункты. Под них обычно отводятся школы, клубы и другие общественные здания. Предназначаются СЭП для сбора, регистрации и отправки населения, эвакуируемого транспортом, на станции, пристани и другие пункты посадки, а эвакуируемого в пешем порядке (пешими колоннами), - на исходные пункты пешего движения.
СЭП организуют обычно вблизи железнодорожных станций, платформ, портов, пристаней, а для населения, выводимого пешим порядком, - вблизи маршрутов вывода в назначенные районы. На территории СЭП и вблизи него должны быть подготовлены убежища и укрытия из расчета размещения в них людей, которые могут одновременно находиться на пункте. Каждому СЭП присваивают номер; к нему приписывают ближайшие объекты народного хозяйства, а также ДЭЗ, ЖЭК, население которых будет эвакуироваться через данный СЭП. Получив распоряжение о проведении рассредоточения и эвакуации, начальник ГО объекта организует выполнение эвакуационных мероприятий в соответствии с планом и распоряжением старшего начальника. Население объекта о начале эвакуации оповещается через предприятия, учреждения, учебные заведения, ДЭЗ, милицию, а также радиотрансляционную сеть и местное телевидение.
Получив извещение о начале рассредоточения и эвакуации, население должно немедленно подготовить и взять с собой документы, деньги, необходимые вещи и запасы продуктов и явиться на сборный эвакуационный пункт в строго определенное время. В случае, если рабочих и служащих разместить вместе с семьями не представляется возможным, членов их семей эвакуируют отдельно в более отдаленные районы по направлению рассредоточения (эвакуации); время их явки на сборный эвакуационный пункт будет установлено особо. Прибывших на сборный эвакуационный пункт людей регистрируют, группируют по вагонам железнодорожного эшелона или по автомашинам (судам) и в назначенное время выводят к пунктам посадки на транспорт. Представители объекта совместно с администрацией станции (пункта, пристани) осуществляют посадку людей в вагоны, автомашины, суда и поддерживают установленный порядок. На каждый железнодорожный эшелон (судно) назначается начальник эшелона (судна), на автомобильную колонну - старший автоколонны, на каждый железнодорожный вагон - старший вагона.
Начальники железнодорожных эшелонов и старшие автоколонн должны принимать все меры к тому, чтобы выдержать график движения транспорта и прибыть на соответствующую станцию (пункт) в загородной зоне в установленное время. Вывод населения объекта пешим порядком осуществляется по заранее установленным маршрутам, рассчитанным, как правило, на один суточный переход, совершаемый за 10—12 ч движения. Численность пеших колонн может колебаться от 500 до 1000 человек. Для удобства управления колонну следует разбивать на группы по 50—100 человек, а во главе групп назначать старших. Старшие групп обязаны проверять численность наличного состава, не допускать в группы посторонних лиц и следить, чтобы не было отстающих.
Скорость движения колонн на маршруте следует выдерживать в пределах 4—5 км/час, а дистанции между колоннами—до 500 м. При совершении марша через каждые 1—1,5 ч движения делают малые привалы продолжительностью 10—15 мин, а в начале второй половины суточного перехода устраивают большой привал на 1—2 ч, как правило, за пределами зоны возможных разрушений. На малых привалах людям оказывают необходимую медицинскую помощь, проверяют состав колонн (групп), оказывают помощь отстающим, предоставляют людям кратковременный отдых. За время привала растянувшиеся колонны подтягиваются. На большом привале, помимо этого, организуют прием горячей пищи.
При проведении рассредоточения и эвакуации организуют медицинское обслуживание. С этой целью на СЭП, станциях (портах, пристанях) посадки развертывают медицинские пункты. На каждый поезд (судно) назначают 1—2 работников со средним медицинским образованием, а в состав пешей колонны включают 1—2 медицинских работников и 1—2 сандружинницы; Не допускается употребление загрязненных продуктов питания и воды и принимаются другие меры предосторожности. Эвакуация производится из тех районов, где пребывание населения может привести к заражению выше допустимых пределов и где нельзя обеспечить его защиту другими способами. Решение на эвакуацию принимается начальником ГО области (края, республики без областного деления).
Виды и способы эвакуации классифицируются по разным признакам .
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для ее проведения является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток. Вывоз (вывод) населения в этом случае может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.
Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение нормативного времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека.
В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, эвакуация может быть общей или частичной. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация предусматривает вывоз (вывод) из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т. п. Выбор варианта проведения эвакуации проводится с учетом масштабов распространения